Что же нового нам показали на Североамериканской международной автовыставке в Детройте?
Нечто виденное раньше, но выпадающее из нашего выбора. Огни, задымление и фейерверки создавали такое впечатление, что под покрывалом скрываются не меньше, чем реактивные летающие автомобили. Но когда покрывало сбросили, в толпе публики там и сям раздались возгласы: “Постойте, постойте, я знаю, что это такое. Это универсал!”
После 1980 традиционный универсал в Северной Америке по существу исчез. Какое-то время компании вроде Honda и Toyota пытались выпускать высоковатые полноприводные варианты их хэтчбеков Civic и Tercel, а Nissan предлагала Multi, но ни один из них далеко не пошел. Хозяином положения оставался Вэн, а вслед за ним завоевывали признание полногабаритные внедорожники.
Универсалы предназначались для самых практичных. Что касается автомобильных энтузиастов, то их в корне разочаровывал сам дизайн. Довольно-таки несимметричный. Вместо того, чтобы уравновесить нос машины кормой правильных пропорций, линия крыши продолжалась и продолжалась – до заднего среза, где она завершалась в сомнительной компании с дверью как у фургона.
Не из числа браков, какие заключаются на небесах; в результате родился автомобиль, в котором просто невозможно выглядеть клево. Но нынче – по мере того, как автомобилестроители осознают потребность в более экономичных или, во всяком случае, не столь откровенно прожорливых конструкциях, - вэны и внедорожники преображаются в машины, подозрительно похожие на универсалы. Вся разница в том, что новые экипажи повыше ростом, спортивнее и стильно выглядят. В иных случаях заметно даже, что практичность играет третью скрипку, уступая первую и вторую динамике и внешнему виду.
Ввиду его представительности в Детройте, новый вид автотранспортных средств очерчивает, судя по всему, контуры грядущего. Взять хотя бы Chrysler Pacifica.
“Тихоокеанская”, которая уже выходит на рынок, на 25 см выше, чем Intrepid, но все-таки не настолько высокая, как вэн. Она длиннее, чем спорт-хозяйственник и располагает постоянным полным приводом. Ее можно заказать с великолепной кожаной обивкой салона, изысканными легкосплавными колесами и мотором “в дым” (больше 250 л.с.). Но покажите Pacifica кому-нибудь в 60-х, и ее назвали бы универсалом. У “Крайслера” машину характеризуют как sports tourer (спорт-туризм).
Прототип BMW xActivity представлен как SAV (Sports Activity Vehicle – активно-спортивный автомобиль). Как комментирует баварский автомобилестроитель, “Он показывает, куда устремляется BMW, - в отношении семйства X”. Компания давно выпускает то, что считается обычным универсалом, но удлиненная база и выраженные горизонтальные линии xActivity ставят его где-то между универсалами и спорт-хозяйственником X5.
xActivity появился с парой горных велосипедов на борту – прием, характерный для автомобиля такого типа. Целевой рынок – “молодые и активные”, а если машина им не по карману, подойдут “молодые люди всех возрастов” с толстыми бумажниками.
В рекламных изданиях Porsche утверждается, что очертания Cayenne “вне всяких сомнений от Porsche. А габариты и просторный интерьер безошибочно указывают на внедорожник”.
С обоими утверждениями очень даже можно поспорить. При всей динамике Cayenne (вариант Turbo разгоняется с места до “сотни” за 5,4 сек.), перед нами высоковатый обрубленный универсал. Да, действительно, боковины не отделаны под древесину, но стилистические черты перекликаются с опередившим свое время полноприводным универсалом American Motors Eagle 1980, хотя грани несколько смягчены. В самом деле, высокодинамичный; но нужно ли Porsche продвигать Cayenne так далеко на заповедную территорию внедорожников, чтобы еще раз подтвердить свой имидж?
Maserati не рассчитывает на масштабные продажи в Северной Америке. У итальянского создателя спортивных автомобилей ограниченная дилерская сеть, спорная репутация в том, что касается надежности, - и стратосферные цены.
Но в отличие от других автомобилестроителей, Maserati не стесняется назвать свой новый прототип Kubang универсалом GT. Созданный дизайнером Giorgetto Giugiaro, прототип Kubang – полноприводная машина с центром тяжести на 100 мм ниже, чем у нормального свнедорожника, так что для бездорожья она не предназначена. Вот эти два обстоятельства – дорожное назначение и пониженная линия крыши – и позволяют г-ну Giugiaro превратить автомобиль из джипа в универсал GT. Но так или иначе, странно видеть машину такого рода на стенде Maserati…
Ссылки по теме:
Четыре паркетника из Азии - Золотая середина
Шесть дизельных автомобилей среднего класса - Впервые в тесте участвует Дед Мороз!