Примите извинения за скепсис, но мы сильно засомневались насчет нового тойотовского брэнда Scion. Такого рода идеи хорошо смотрятся на пресс-конференции: ввиду стареющего покупательского контингента, самый богатый в мире автомобильный конгломерат продвигает новую марку, ориентированную на молодежную публику, – в расчете завлечь ее в корпоративные обьятия. Ведущие менеджеры рассуждают о рыночных тенеденциях, о сдвигах в предпочтениях покупателей и показателях фокус-групп. Развешивают выразительные графики, диаграммы, демонстрируют на экране другие наглядные пособия – и вот, гм. Если вдуматься, не так уж их замысел, наверное, и силен.
Ладно, оставим пресс-конференции и попытаемся оценить потенциал Scion: 2 довольно-таки недорогие модели одного и того же (по большей части) качества материалов и сборки, а также надежности, которой обычно ожидаешь от Toyota. Да, еще вы можете придать вашей машине индивидуальность – из огромного разнообразия “афтермаркета”, котрое предлагает ваш дилер. Представьте Scion в виде настоящего автомобиля – для покупателя, который лишь недавно вырос из игрушечных машинок с дистанционным управлением; вот его образ. Забавно, правда?
Как бы оно ни выглядело, мы отдаем должное тойотовской смелости. Средний возраст покупателей марки – 48 лет – вполне на уровне других полногабаритных автомобилестроителей, но по мнению маркетологов Toyota, имидж марки - в глазах пресловутого поколения Y - очень даже можно поправить. Как считает Brian Bolain, менеждер Scion в США, “Они (молодые покупатели) с уважением относятся к марке Toyota, но она не вызывает того эмоционального подъема, какой нужен. Она привлекает покупателей самого рационального настроя”.
XB в стиле молочного фургона привлекает даже больше внимания, чем “реноподобный” xA.
Если перевести на рыночный язык, тем, кому под 30, Toyota представляется скучноватой, и если компания не сумеет изменить отношение, дет через 20 дела будут обстоять уже не так здорово. Тойотовцы пытаются вытянуть и другой конец линейки – противоположный от Lexus; если удастся, три брэнда дадут японской автомобилестроительной империи надежную опору и в переспективе.
С точки зрения рынка, Scion находится на нижней ступеньке имперской иерархии. Но с собственно тойотовской позиции он занимает ключевую позицию. Как объясняет Bolain, “Здесь вопрос налаживания отношений. Речь идет о покупателях, которые могли бы оставаться с нами 3 десятка лет, и очень важно установить искренние и доверительные отношения именно теперь”.
Хорошо, и как же идут дела? Scion – на той же платформе (там еще предназначенные для японского рынка bB и ist) и с тем же силовым агрегатом пытается привлечь тех покупателей, которые уже взглянули на Echo и сказали: ”Спасибо, может быть, в другой раз”. До тойотовцев, видимо, дошло послание от “клевой академии” о том, что Echo, к сожалению, в номинацию не попадает. И в чем же посыл Scion? Детально разбираем производственную программу Echo – и поступаем наоборот.
В отличие от Echo, Scion означает разнообразие. Две субкомпактные модели, обозначенные xA и xB, уже в июне поступают к калифорнийским дилерам. К февралю Scion выйдет в юго-восточные штаты, а к середине лета 2004 охватит всю страну. Тогда – на гребне волны - появится еще и третья модель.
Где бы вы ни появились со своей машинкой – потеха гарантирована. Почти 4 десятка дополнительных наворотов – от “набалдашников” рычага, “баранок” и педалей до внешней “обвески” и шильдиков – предлагаются для обоих “сайэнов”. Вот как раз “индивидуализация” и заставила нас призадуматься в замешательстве, но она же и породила надежды.
Еще на первой пресс-конференции на Нью-Йоркской автовыставке 2002 нам пообещали базовые цены под 16 тыс. долл. Разумно, - имея в виду молодежных покупателей. Но еще раньше, че мы увидели серийный xA или xB, в Нью-Йорке выставили прототип bbX. Ранний прототип xB, еще ручной работы, на 17-дюймовых колесах, спортивной подвеске – и (среди прочих наворотов) стерео на 1 350 Вт. На SEMA 2002 показали уже не меньше 6 (шесть!) “заряженных” bbX, где чего только не навешено! И внешняя “обвеска”, и нагнетатели, и усиленные тормоза, и баллоны с нитродобавками к топливу. По дороге в Сан-Франциско на первый испытательный пробег мы размышляли над перспективой превращения Scion в дьявольски привлекательный товар.