Cadillac Sixteen
Клапанный механизм хоть и простенький, но не без экзотики. Чтобы облегчить крупные клапаны, их выполнили из титанового сплава. А заодно и клапанные пружины тоже. Мало того, центральный распредвал оснащен механизмом углового сдвига. Фазовращение (которое порой неточно называют регулированием фаз газораспределения) при единственном кулачковом вале! Дело в том, что фазовращение (на впуске – или и на впуске, и на выпуске) до сих пор применяли только при раздельных для впускных и выпускных клапанов распредвалах. Естественно; тогда удается сдвигать - по мере необходимости - фазы впуска, не задевая выпуск. Или наоборот. Но для американских инженеров канонов нет; центральный распредвал, который приводит и впускные, и выпускные клапаны, смещается (по углу поворота коленвала) на 40о с лишним. Утверждается, что удается улучшить работу мотора на “холостом” ходу, повысить его отдачу на больших оборотах, уменьшить вредные выбросы. И кто бы мог подумать…
Cadillac Sixteen
Забавно, 13,6-литровый двигатель оснащен фирменной техникой DoD (Displacement on Demand – литраж по требованию). При малых нагрузках DoD отключает клапаны и, таким образом, “запечатывает” лишние цилиндры – ради экономии топлива. Такой прием применяется, между прочим, на 5-литровой “восьмерке” и 12-цилиндровом двигателе Mercedes S-класса. Механизм отключения DoD встроен в гидравлические толкатели: когда миниатюрный затвор заблокирован, толкатель работает нормально, соответствующий клапан поднимается и опускается. Если же он разблокирован (подано давление масла), то толкатель телескопически складывается на набегающем кулачке, но клапан не поднимает. Цилиндры отключены.
Cadillac Sixteen
Cadillac Sixteen
В зависимости от нагрузки Sixteen идет на 8-и – или даже только на 4-х (!) - цилиндрах. Смелости американским конструкторам не занимать. По сведениям от GM, в ходе пробега Детройт-Калифорния (и обратно) 65% времени действовали 8 цилиндров, 30% - 4 цилиндра и только 5% времени – все 16. Разумеется, великолепными показателями своеобразный мотор обязан еще и индивидуальной доводке и настройке, какие на долю серийного двигателя не выпадают. Так что запусти Cadillac свое 16-цилиндровое чудо в серию, и его мощность, и крутящий момент оказались бы поскромнее – процентов на 6-8. Тем не менее; все еще не исчерпанные возможности традиционной схемы американского моторостроения он демонстрирует блестяще.
Ссылки по теме:
Mercedes-Benz SL600 - Эскалация