Через полгода после детройтского дебюта мы все еще удивительно мало знаем о необычном Cadillac Sixteen (шестнадцать). Особенно загадочен цельноалюминиевый V-образный 16-цилиндровый 13,6-литровый мотор мощностью в 1 000 (одна тысяча!) л.с. Еще не все; поскольку мощность двигателя американского прототипа обнародована, естественно, в b.h.p., то общечеловеческих л.с. (ECE) он выдает все 1 014…
Cadillac Sixteen
Конструктивно-то он по-американски прост: клиновидные камеры сгорания, 2-клапанное газораспределение (параллельные клапаны) с центральным распредвалом, штангами и коромыслами. Обыкновенная система впрыск обыкновенного (неэтилированного) бензина во впускные каналы. Однако его объявленные показатели чрезвычайно высоки; прикиньте – почти 75 л.с. и без малого 100 Нм крутящего момента на литр рабочего объема! Неплохо и для двигателя с 4-клапанным газораспределением и 2-я верхними распредвалами…
Теперь мы знаем, что диаметр цилиндров и ход поршней монстра – 105 х 98 мм, рабочий объем – 13,578 л. Со степенью сжатия 10,6 он развивает 1 014 л.с. при 6 000 мин-1 и 1 356 Нм крутящего момента при 4 300 мин-1. Гигант удивительно легкий – всего 315 кг, но очень длинный. Он оснащен “гоночной” системой смазки с “сухим” картером: 8 маслонасосов откачивают масло из картера в сборный маслобак. Поддон получается мелким, и двигатель удается посадить на шасси очень низко. Центр тяжести.
Cadillac Sixteen
Но вопросы остаются. Нет сомнений, что коленвал двигателя Sixteen – самый длинный в истории легкового автомобилестроения. Он ведь и при прочих равных длиннее, чем вал рядного 8-цилиндрового мотора, а диаметр цилиндров тех “восьмерок” миллиметров на 20 уступал нынешнему. Исключительно длинный вал, - и мощность отбирается не от его середины (как делали на некоторых изощренных конструкциях), а обыкновенно - от заднего конца.
Cadillac Sixteen
Вы скажете: ну и что? А вот; столь длинный коленчатый вал подвержен сильнейшим крутильным колебаниям. Под нагрузкой на оборотах он скручивается и раскручивается – подобно торсиону. И распредвал такой же длины, но на нем хоть нагрузки меньше. Вибрации, нарушение фаз газораспределения – и даже разрушение конструкции. Не знаю, как именно инженеры General Motors решали тяжелую проблему, но повозиться им пришлось.
Ссылки по теме:
Концепт-кар CTS Coupe знаменует ренессанс дизайна Cadillac
Cadillac STS: высокие характеристики и утонченная роскошь