Если вы представляете себе Porsche только в виде 911 с мотором воздушного охлаждения, сама идея внедорожника Porsche покажется вам странной – и даже еретической. Во всяком случае, именно такую реакцию вызывает новый Cayenne в некоторых кругах энтузиастов марки. Но на деле тут вопрос точки зрения.
В крупном плане, спортивные автомобили - только часть истории Porsche. Десятилетиями Porsche развивалась как инжиниринговая фирма - задолго до того, как она построила первую спортивную машину, - и создавала разнообразные транспортные средства.
Еще очень рано - 100 лет назад – один из основателей компании Ferdinand Porsche разработал автомобиль с бензин-электрическим гибридным силовым агрегатом и электромоторами, встроенными во все 4 колеса; вообразите.
Послужной список Porsche включает – наряду с такими знаменитыми творениями, как Volkswagen “жук” - также грузовики и сельскохозяйственные тракторы.
В то же время, когда в Америке создавался первоначальный Jeep, который считается прототипом и прообразом современных спорт-хозяйственников, на предприятии Porsche в Zuffenhausen разрабатывались армейские варианты “жука”, – как задне-, так и полноприводные, - Kubelwagen и Schwimmwagen. Так что вполне оправдан вопрос: если не Porsche строить “внедорожники”, то кому?
В конце концов, Cayenne вовсе не первый полноприводный спорт-хозяйственник, который несет эмблему Porsche. В 1954-58 Porsche строил Jagdwagen (дословно - автомобиль для охоты) 597. Следуя, видимо, успешному примеру Willys Jeep, 597 возник прежде всего как армейский автомобиль – с видами на последующие гражданские варианты. Но проект так и не раскрутился; выпущена только 71 машина. Требовательные поклонники марки будут рады узнать, что 597 собирали в тех же цехах, что и гоночные автомобили: на фото того времени он идет бок о бок со “спайдерами” 550.
Конструктивно Jagdwagen повторял варианты Volkswagen Kubel: естественно, с задним 4-цилиндровым “оппозитником” воздушного охлаждения. На ранних экземплярах ставили 1,488-литровый агрегат Porsche, позже – 1,582-литровый с однокамерным карбюратором, дефорсированный до 60 л.с. при степени сжатия 6,5. Привод на передние колеса тянулся от коробки передач, размещенной перед задней осью (transaxle). Высшие 4 передачи работали с синхронизаторами, а “единичка” отличалась очень большим передаточным числом (для пересеченной местности). Трансмиссионный вал оснащался сцеплением, которое позволяло подключать (рычагом у водителя) передний мост на ходу; передовая, по тем временам, схема. Мало того, в колесах стояли дополнительные редукторы (ЛуАЗ и Hummer!), что намного повышало дорожный просвет.
Как рассказывает Myron Vernis, крупнейший коллекционер шедевров Porsche, “В 1953 немецкие производители легких транспортных средств получили приглашение к тендеру. Три автомобилестроителя представили свои проекты: DKW, Goliath и Porsche. Армия ФРГ выбрала DKW Munga. Дело в том, что автомобиль DKW стоил примерно 1/3 от Porsche.
597-й – типичный для Porsche проект: слишком совершенный и слишком дорогой. Разве нужно было подключение переднего моста на ходу? Нет. Была ли необходимость в способности плавать? Нет. Обязательно ли строить дорогой двигатель из легких сплавов? Нет. DKW предложила 2-тактный мотор из чугуна, в котором насчитывалось несколько движущихся деталей”.
Так что в роли армейского автомобиля “Охотник” обернулся провалом, и после безуспешных попыток продвинуть его в Европе как транспортное средство для рыболовов-спортсменов у Porsche поняли, что рынок спорт-хозяйственников еще не сложился. Теперь спорт-хозяйственники совсем другие – и представляют очень заметный рыночный сегмент. Повторит ли Cayenne успех других моделей Porsche и примут ли твердолобые энтузиасты марки его за настоящий Porsche, увидим. Но утверждать, что у Cayenne нет предшественников в истории марки, не стоит.
А мы вспомним, что через пару десятков лет после 597-го на Украине наладили серийный выпуск бесподобных ЛуАЗов, удивительно похожих на незадачливого “Охотника”. Четырехцилиндровый мотор воздушного охлаждения, полный привод с колесными редукторами (!) – и независимая подвеска всех колес. Разве что монтировался силовой агрегат не сзади, а спереди. Его время пришло.
Ссылки по теме:
Porsche представляет новый Cayenne
Оранжевый, эксклюзивный и дорогой: Porsche Carrera GT с мотором, мощностью 635 л.с.