Средний грузовик Nissan Diesel Motor Co., Ltd. получил приз 2002 министерства промышленности и экономики Японии – за сбережение энергии. Он и в самом деле сберегает немало топлива – благодаря гибридному силовому агрегату.
“Гибрид”, надо сказать, необычный. Мы уже привыкли к тому, что гибридные силовые агрегаты комбинируют бензиновый двигатель внутреннего сгорания, тяговый электромотор и электроаккумулятор. У грузовика Nissan Diesel д.в.с. – как видно из его названия – дизельный, но это ладно. Вместо тягового электроаккумулятора он оснащен пакетом так называемых ультраконденсаторов колоссальной емкости (на фото внизу за кабиной), которые и запасают энергию.
Дело в том, что условия работы силового агрегата грузовиков (и автобусов) совсем не такие, как у легковушек. Д.в.с. легковых автомобилей обычно нагружен мало и работает поэтому в очень невыгодном режиме. Гибридный силовой агрегат глушит д.в.с. при низких нагрузках и, таким образом, освобождает его от неблагодарной роли.
Для грузовиков и автобусов главное – потери кинетической энергии при замедлении и торможении, а потом перерасход топлива при разгоне. Кинетическую энергию следует запасать, рекуперировать, но аккумуляторы здесь не очень хороши. Они, как известно, не любят частых заряд-разрядов – и больших токов. Гораздо лучше конденсаторы большой емкости: с легкостью воспринимают и отдают высокую мощность, и ресурс у них – десятки тысяч циклов заряд-разряд (против 500-1 000 у аккумуляторов). Правда, десятков кВт-ч энергии конденсаторы (даже ультра) не запасают, но поглотить, а потом выдать обратно дополнительные 100 кВт мощности на протяжении 10-20 сек. вполне способны. Что и требовалось доказать.
Так что Nissan Diesel Capacitor экономит в городском режиме 1/3 топлива, выбрасывает на 44% меньше окислов азота и на 66% - сажи. Дело за спросом на такие грузовики в коммерческих масштабах.
Ссылки по теме:
В модельной линейке Nissan Teana появится версия с системой полного привода