W196 S - легковой автомобиль с кузовом купе, штучное изделие в двух экземплярах.
Когда придет новый SLR, он продолжит славную традицию Mercedes 300SLR, идущую от 1955. Тогдашний шеф по развитию Rudolf Uhlenhaut велел построить на основе открытых спортивно-гоночных 2-местных болидов два легковых автомобиля с кузовом купе. Один из них взревел теперь вновь. Разговор рядом невозможен - даже с мегафоном. Claus Balle, водитель неповторимого купе, сумма страховки которого достигает 10 млн марок, а рыночная стоимость, пожалуй, 3-кратная, начинает ритуал прогрева двигателя. Бензонасос с электроприводом поддерживает питание рядного 8-цилиндрового двигателя, с которым Stirling Moss выиграл (в открытом варианте) легендарную гонку Mille Miglia 1955.
Завораживающие очертания.
При высокой частоте вращения вала подачу топлива из 220-литрового бака берет на себя механический насос. Стрелка тахометра нервно подергивается по шкале, через две пушечные трубы цветов побежалости, грохоча, прокатываются волны отработавших газов - в сторону изгороди из роз, которая в ритме выхлопов волнуется и гнется назад.
Вот такая идиллия июньским утром на возвышенностях Швабской Юры. Фургон доставил бесценную “камбалу”, и первое впечатление, которая она оставляет, - серебристый ретро-автомобиль, сверкающий на солнце при разгрузке. Над ним - взмах 2-створчатых дверей “крылья чайки”, которые когда-то сделали знаменитым пассажирское купе 300SL. Затем капот - плоский, длинный, скульптурный. Мелкоячеистая решетка над правой фарой подает воздух в цилиндры.
Восемь цилиндров в ряд, длинные впускные патрубки, огромные тормозные барабаны на шасси – вот что видишь при первом взгляде под капот.
То, что здесь, внутри, отличается самой высокой эффективностью. Гоночный мотор, производный от прежнего двигателя Формулы 1, оснащен прямым впрыском бензина в надпоршневое пространство системы Bosch, двойным зажиганием и - исключительная особенность - газораспределением с принудительным (десмодромным) управлением не только открытием, но и закрытием клапанов. Оно работает без пружин, посадку клапанов берут на себя дополнительные кулачки. Восемь цилиндров в ряд, 3-литровый двигатель, способный крутиться в гоночном режиме на 9 000 оборотов, развивает 300 л.с. - и никогда не выходит из строя.
Коленчатый вал с 16 противовесами вращается на роликоподшипниках (!), мощность отбирается от его средней части (на отдельный выходной вал) – для предотвращения слишком сильных крутильных колебаний. Инженеры, собравшиеся вокруг профессора Fritz’ем Nallinger’ом, с доктор-инженером Manfred’ом Lorscheid’ом во главе заложили в мотор W196 столько “изюминок”, скольких нет ни в одной другой гоночной конструкции. Коленвал собран (на резьбе) цапфа за цапфой, выполненные заодно с цилиндрами в пакетах “четверок” неотъемные головки (моноблок!) также считаются техническим раритетом.
В отдельный бак заливают 22 л масла для смазки двигателя с “сухим” картером; отсюда получают смазку также и шестерни 5-ступенчатой коробки передач. Масло Castrol B 353 (на основе касторки) уже, должно быть, прогрелось. Вспышки топливовоздушной смеси следуют со все более короткими интервалами, танцующая на шкале игла указателя оборотов не опускается ниже 4 000.
У 300SLR 2-створчатые двери. Обе выпускные трубы выходят на правую сторону.
Rudolf’у Uhlenhaut’у, столь же блестящему водителю, что и технику, иерихонские трубы не мешали. Он постоянно ездил на SLR - безо всякой защиты слуха. До самой Швеции пробегала плоская “камбала” - и совершенно безотказно возвращалась вечером в гараж Uhlenhaut’а в Штутгарте. “Соседи уже ожидали звук трубы, - рассказывает Claus Balle из Mercedes Classic Center, - И иногда получали в приложение маленькую демонстрацию - с заносом кормы и пробуксовкой “в дым” шин Dunlop Racing”.
Все шасси с его филигранной пространственной рамой нетрудно толкнуть рукой. Только 810 кг показывает SLR на весах (без топлива); кузов благородных очертаний из алюминиево-магниевого сплава тянет какие-нибудь 16 кг. А 300-сильный 8-цилиндровый мотор легче прокручивается от руки, чем на Opel Corsa.
Хотя 2-створчатые двери открываются широко, посадка и высадка - дело для людей-змей. Зато сидится глубоко и удобно, ногам свободно рядом с огромным трансмиссионным тоннелем на педалях газа, тормоза и сцепления.
Панель приборов SLR ведет происхождение от нормального 300SL.
От рева в кокпите перехватывает дух, он затмевает все, что до сих пор достигало ушей испытателей – в том числе бурную раннюю “серебрянную стрелу” Формулы 1 на трассе в Hockenheim 10 лет назад - с мотором равного литража. Открытый “формульный” автомобиль рассеивает звук на ходу, а - здесь, внутри SLR, который никогда не выходил на соревнования в виде легкового автомобиля с кузовом купе, - шум только усиливается.
Шум? Экзотическая музыка, летящая над возвышенностями Швабской Юры, недалеко от заповедника, куда ушли находящиеся под угрозой виды. Ревущий болид тоже когда-то оказался под угрозой вымирания. В 60-е два штучные экземпляра влачили незаметное существование в углу прототипов – вместе с грузовиками, слова “забота о традиции” значили тогда ещe не много.
Обнищание ушло в прошлое, добрые швабские руки давно уже лелеют и заботятся о наследии Uhlenhaut’а. Каждые 3 тыс. км гоночный мотор проходит переборку, даже при хорошем здоровье. Ничто не упускается из виду.
В гоночном режиме 300-сильный мотор набирал до 9 000 оборотов, сегодня с ним обращаются осторожнее.
Сейчас, похоже, он и так в хорошей форме. На 4 000 оборотов приходит “второе дыхание”, между 6 000 и 8 000 мин-1 2-местная “формула” выстреливает как из катапульты. Акустический ад вносит свою лепту в субъективное ощущение скорости и делает болид – на слух - ещe быстрее.
А все же каков он в деле? Один из немногих избранных,
кто мог - наряду с Uhlenhaut’ом - сжимать покрытый благородной патиной
и пропитанный холодным потом (от страха) деревянный руль, Robert Брауншвейг,
когда-то главный редактор швейцарской Automobil Revue. В 1956 он разгонял
стартующий с места SLR с жестко прихватывающим сцеплением за 7,1 сек.
до 100 и за 20 сек. - до скорости в 200 км/ч.
Слабое предвкушение того, как на блокированной полицией скоростной автомобильной
магистрали Мюнхен-Eching SLR ранним утром покажет 290. Брауншвейг: “Как
он шел? Совершенно ровно, без задоринки, обыкновенно до крайности”.
Собственно, 300SLR не для открытых дорог. Но и в гонках закрытое купе никогда не принимало участия
На коротком испытательном кольце Mercedes в Штутгарт-Unterturkheim 300SLR показывает на фотофинише 240 км/ч, охотно доставляя удовольствие гоночным знаменитостям, таким как Bernd Schneider, Klaus Ludwig, Roland Asch или Niki Lauda. Они знают, что автомобиль когда-то очень хорошо держал дорогу с полуосями ведущего моста, качающимися на низко опущенном центральном шарнире. Они знают также, что подвески совершили невероятный прогресс, и те 0,8 g поперечного ускорения, которые показывает SLR, на сегодняшний взгляд заслуживают снисхождения.
И вот она вернулась со старых фотографий, “серебряная стрела”, известная под внутренним обозначением W196 S Coupe. Уже издали заявляет о себе разорванный краткими паузами переключений 8-цилиндровый баритон, затем еще раз Furioso, чтобы очистить свечи.
Пивная беседка при гостинице полна, пожилой господин отрывает взор от тарелки сливочного гуляша и что-то объясняет соседям по столу, как тот, кто хочет обратить на себя внимание. Он услышал голос купе Uhlenhaut’а, но не знает этого.
Ссылки по теме:
Ракета класса ''люкс'': BRABUS S V12 S Biturbo
Mercedes-Benz S 65 AMG - Самый мощный серийный седан в мире