Как и любой автопроизводитель, стремящийся закрепить свои позиции на рынке и оставаться конкурентоспособным, ОАО ''АВТОВАЗ'' не только выпускает серийные автомобили, но и работает над перспективными направлениями. Последние несколько лет в мировом автомобилестроении наблюдается тенденция перехода к новым источникам энергии для транспортных средств.
Пока что топливные элементы довольно громоздки и проще всего их разместить на больших автомобилях, таких как этот автобус, который выпускает Мерседес с 2003 года. За это время 33 автобуса на топливных элементах отработали около 70 тыс. часов, проехали в общей сложности более миллиона километров и перевезли почти пять миллионов пассажиров!
И хотя традиционный двигатель внутреннего сгорания по-прежнему остается главенствующим в автомобильной промышленности, все чаще среди новых разработок ведущих автоконцернов можно видеть автомобили на топливных элементах. Ученые прогнозируют, что в ближайшие десятилетия бензин будет сдавать свои позиции, уступая место газу, а также новому виду топлива - водороду. Безопасному для экологии и неиссякаемому с точки зрения запаса ресурсов.
Компания BMW также разрабатывает водородные силовые агрегаты, однако баварцы идут в основном по пути сжигания водорода в двигателе
Вице- президент Российской академии наук Геннадий Месяц отмечает: ''Если мы не вступим в водородную гонку, то рискуем через несколько десятилетий попасть в зависимость от тех фирм, которые начнут массовое производство энергоустановок на топливных элементах. Отечественные научно-исследовательские институты, совместно с ведущими машиностроительными предприятиями должны включиться в разработку техники данного направления''.
Среди японских компаний в использовании топливных элементом дальше всех продвинулась Хонда, эксплуатирующая несколько экспериментальных автомобилей в Японии и в США
АВТОВАЗ с 1999 года ведет работы по созданию автомобилей на топливных элементах. Этот проект осуществляется совместно с Уральским электрохимическим комбинатом (г. Новоуральск), РКК ''Энергия'' (г. Королев) и другими организациями и предприятиями. В 2001 году был создан первый ходовой макет автомобиля LADA ANTEL 1 на базе пятидверного внедорожника LADA 4х4 (NIVA).
LADA ANTEL 2 на базе модели LADA 111
За основу был взят водородно-кислородный электрохимический генератор ''Фотон'' на топливных элементах, разработанный для космического корабля ''Буран''. Генератор был доработан специально под автомобиль. Целью создания ходового макета LADA ANTEL 1 стало приобретение опыта работ с энергоустановкой на топливных элементах, выявление проблемных вопросов по адаптации автомобильных систем. С использованием накопленного опыта в 2003 году была создана следующая модель автомобиля на топливных элементах LADA ANTEL 2 на базе модели LADA 111.
Энергетическая установка на топливных элементах в автомобиле LADA ANTEL 2
На данный момент АВТОВАЗ совместно с Уральским электрохимическим комбинатом ведет разработку очередного варианта автомобиля на топливных элементах. Для него создается водородно-воздушный электрохимический генератор мощностью 60 кВт, который разрабатывается с учетом особенностей технологий серийного производства.
30..01.2006
Ссылки по теме:
LADA ANTEL: новая концепция автомобиля
Mercedes-Benz Citaro - Миллион километров на топливных элементах