Авто портал AutoDrom - авто новости, обзоры, автовыставки, тесты, автоновости, сравнение автомобилей, фото автомобилей

Новые перспективы LADA ANTEL - шанс оказаться впереди планеты всей?

30 сентября на заседании Совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» было принято решение о финансировании проекта LADA ANTEL (автомобиль на топливных элементах) в 2005-2006 годах.

ОАО “АвтоВАЗ” в 1999 году была принята программа по разработке автомобиля, работающего на топливных элементах. В рамках этого проекта Волжский автозавод сотрудничает с Уральским электрохимическим комбинатом (Новоуральск) и ракетно-космической корпорацией “Энергия” (Королев). Вопрос заключается в том, насколько близко можно подойти к созданию “чистого” транспортного средства, производство которого было бы коммерчески выгодным.

LADA Антэл

"Антэл-2" — новый шаг к осуществлению идеи абсолютно “чистого” автомобиля. Вкратце напомним, как работала энергоустановка “Антэла-1”. Ее основой был электрохимический генератор (ЭХГ), “топливом” для которого были водород и кислород, хранящиеся в баллонах и расположенные в багажном отсеке (водород и ЭХГ) и на месте топливных баков (кислород). В ЭХГ в результате химических реакций вырабатывалась электроэнергия, а побочным продуктом являлась чистая вода. В подкапотном пространстве располагались электродвигатель, силовой блок управления электроприводом и аккумуляторная батарея для запуска энергоустановки. Скорость такого автомобиля не превышала 80 км/ч, а запаса топлива в баллонах хватало на 200 км. При этом весь багажник был доверху занят оборудованием и узлами энергоустановки.

LADA Антэл

“Антэл-2” — автомобиль, работающий на водородно-воздушных топливных элементах. То есть кислород поступает в щелочной электрохимический генератор (ЭХГ) в составе сжатого компрессором и очищенного от углекислого газа воздуха под давлением 3,3 атмосферы, а значит, необходимость в кислородных емкостях отпала. Водород хранится в специальных легких и прочных баллонах под давлением в 400 атмосфер, и его запаса теперь хватает уже на 350 км. В качестве привода используется электродвигатель переменного тока максимальной мощностью до 90 кВт с КПД более 90% и массой 32 кг. Вновь разработанная никель-металлогидридная аккумуляторная батарея высокой энергоемкости, работая совместно с ЭХГ в движении, повышает динамические показатели при разгоне, а при торможении происходит ее зарядка за счет рекуперации энергии. Разумеется, при запуске в работу энергоустановки батарея используется для разогрева и приведение в действие ЭХГ. “Антэл-2” в движении совершенно бесшумен, а вместо вредных отработавших газов оставляет после себя на дороге чистую дистиллированную воду, и то в небольшом количестве. Надо добавить еще, что ЭХГ на топливных элементах имеет высокую эффективность преобразования химической энергии топлива в электрическую (КПД 55—60%), что позволяет вдвое снизить расход условного топлива, а также не имеет трущихся деталей, благодаря чему бесшумен и долговечен. Итак, по сравнению с “Антэл-1” в “Антэл-2” добились того, что вся энергоустановка размещается в подкапотном пространстве и под полом так, чтобы весь полезный объем автомобиля оставался свободным, включая и багажное отделение.

LADA Антэл

На этом “АвтоВАЗ” не прекращает работы по созданию “чистого” автомобиля. “Антэл-3” планируется изготовить в 2004 году. Он будет отличаться от “Антэла-2” тем, что водород станут добывать из бензина на борту автомобиля, для чего вместо газовых баллонов с водородом будет установлен топливный процессор. Это еще один шаг вперед. Такая машина сможет заправляться на обычной автозаправочной станции. Для работы над этим автомобилем “АвтоВАЗ” дополнительно привлек к сотрудничеству предприятия “Автоматика” (Екатеринбург), НИЛД (Рыбинск), ВНИИЭФ (Саров), ИК СОРАН (Новосибирск), АК “Ригель” (Санкт-Петербург), ПО РИА (Самара) и многие другие.

Также началась разработка Антэл-4. Это уже будет не просто макет, а прототип автомобиля, обладающий принципиально новой конструкцией. Соответственно, и компоновка, и дизайн LADA Антэл-4 будут абсолютно новыми. Для этого прототипа уже ведутся работы по созданию специального автомобильного электрохимического генератора. Также разрабатывается дизайн-проект.

Главная задача в подобных разработках — довести их до такого уровня, когда изготовление и эксплуатация автомобилей, работающих на топливных элементах, стало бы коммерчески обоснованным. Вот тогда и можно будет легко и спокойно вздохнуть полной грудью чистый воздух и даже выпить водички из “выхлопной трубы” (шутка, конечно, но не такая уж далекая от правды).

“АвтоВАЗ”, по сути дела, является ведущим российским заводом не только по производству легковых автомобилей, но и в плане разработки экологически чистых энергоустановок для них. Эти работы действительно надо проводить уже сейчас, даже если они затратны и трудоемки.

Технические характеристики LADA Антэл-2

Компоновочная схема
Переднее поперечное расположение силового агрегата, передние ведущие колеса
База
2490 мм
Число мест, включая водителя
5
Снаряженная масса
1280 кг
Макс. скорость
100 км/ч
Запас хода
350 км
Емкость баллонов с водородом
90 л
Запас топлива
2,1 кг
Электродвигатель
Переменного тока
Макс. мощность электродвигателя
90 кВт
Система управления электроприводом
Транзисторная
Источник энергии
ЭХГ на водородно-воздушных ТЭ
Выходное напряжение
240 В
Макс. мощность
25 кВт

30.09.2004






Ссылки по теме:


Copyright © 2005-2011 AutoDrom.in. Данный материал охраняется законом об авторском праве и смежных правах. Он может цитироваться только при указании явной ссылки на сайт www.AutoDrom.in в качестве источника информации и обязательным указанием автора материала. По всем вопросам обращайтесь по адресу:

   
return_links(); ?>