Автомобилестроители в неустанном поиске альтернатив старым добрым бензиновому и дизельному двигателям. Аэрокосмические топливные элементы (ТЭ) на экзотическом водородном топливе, бензин-электрические “гибридные” силовые агрегаты. Да и горючее тоже: природный газ, спирт из растительного сырья…
У BMW экспериментируют со сжиганием водорода в более-менее нормальном двигателе внутреннего сгорания. Ford идет еще дальше: наряду с бензин-электрическими “гибридами” и прототипом с ТЭ там испытывают оригинальный H2RV (на основе хорошо знакомого “универсала” Focus) – с водород-электрическим силовым агрегатом. Такой “гибрид” впервые показан на борту прототипа Model U – в ходе Детройтской автовыставки. А теперь экспериментальный автомобиль бегает по дорогам Мичигана и уже намотал на счетчик много тысяч миль пути.
Сжатый водород запасается на борту во многослойных углепластиковых баллонах высокого давления (до 350 бар) – общим счетом 2,8 кг горючего. Всего-то… Водород не подается в ТЭ, а сжигается в 4-цилиндровом 2,3-литровом двигателе ICE с искровым зажиганием, приводным компрессором и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Мотор развивает на водороде до 112 л.с. при 4 500 мин-1. Немного…, но его коэффициент полезного действия достигает невероятных 52%!
Как и положено “гибриду”, д.в.с. работает в паре со вспомогательным тяговым электродвигателем (фордовская MHTS – гибридная система с модульной трансмиссией) мощностью до 33 л.с. Так что общая мощность силового агрегата H2RV достигает 145 л.с. – не так плохо для автомобиля снаряженным весом 1 550 кг. В составе трансмиссии предусмотрен бесступенчатый вариатор, д.в.с. немедленно глушится на каждой остановке (и вновь пускается при нажатии на “газ”). Силовая электросеть работает под напряжением 288 В, энергия запасается также в литий-ионном аккумуляторе.
И что же? “Гибридный” H2RV способен разогнаться с места до 96,5 км/ч (60 миль) за 11 сек. Пробег до очередной заправки водородом достигает 200 км. Не впечатляет… Соль в том, что новый фордовский “гибрид” легко вписывается в нормы SULEV (супер-ультра низкие выбросы вредных веществ), эмиссия “парникового” углекислого газа сокращается на 99%.
Да, непросто даются высокая экономичность и экологическая “дружественность”. И не стоит обольщаться: водород сжигается не в кислороде, а в воздухе, и на выходе получается не только водяной пар. Поскольку в воздухе много (78%) азота, то в выхлопных газах содержатся вредные соединения Nox, которые так трудно поддаются каталитической нейтрализации…
И все же H2RV показывает еще одну дорогу к цели, на которую человечеству так или иначе придется выйти, - если оно не намерено вообще отказаться от автомобиля как средства передвижения. По сообщениям от Ford, в начале будущего года на дорогах Британской Колумбии, Канада, появится уже целый парк таких водород-электрических “гибридов”. Процесс пошел…
Ссылки по теме:
61st International Motor Show (IAA) - Осенние премьеры во Франкфурте
Больше ''Фокусов'' - хороших и разных!